Чебышевские афоризмы |
|
«Плох тот народ, который
не помнит, не ценит и не любит своей истории». |
|
Велика заслуга П.Л.Чебышева, замечательного русского математика и педагога, в его многолетней деятельности по методическому усовершенствованию преподавания математики в университетах, средних и начальных школах. Участвуя в делах Ученого комитета ведомства
народного просвещения, он активно рецензировал учебники по математике,
ограждая школы от
проникновения
заведомо плохих или, как он любил говорить, «ограниченных» учебников. |
|
Составляя каталог учебников по арифметике для начальных и средних школ, он особенно высоко ценил и считал полезными: «Руководство к арифметике» Буссе, «Арифметику» Леве, «Арифметику» Михайлова и «Арифметику» Золотова, причем предпочтение отдавая русским оригинальным учебникам. П.Л.Чебышев был весьма уважаем и как профессор университета. Его лекции были настолько увлекательны, что многие приходили слушать их по два раза. Известны случаи, когда свободных мест в аудиториях для всех желающих не хватало, поэтому их занимали заранее, иногда даже за час до начала лекций. Раз в неделю профессор приглашал к себе в дом «на чай» всех, в ком видел математические способности и проницательно угадывал склонность к исследовательской деятельности и само это предложение для любого начинающего математика считалось величайшей честью. Во время таких приемов ученый, в спокойной и непринужденной обстановке домашнего уюта, вел откровенные и длительные беседы о классической музыке, опере, о модных художниках, о сочинителях исторического жанра, о богословии и европейской политике, разбавляя эту мозаику оригинальными находками в области математики и механики. Отложив в сторону мел, хозяин отходил от доски, садился в особое кресло, предназначенное только для него и прекрасно сохранившееся до наших дней. Именно в эти минуты П.Л.Чебышев менял тему беседы и с удовольствием погружался в обсуждение любого отвлечения, интересного для всех присутствующих. Так задолго до математиков ХХ века, сделавших подобные семинары полигоном новых идей, замечательный русский педагог начал заниматься с учениками в неформальной обстановке. Во всем остальном он оставался педантичным человеком, который, по воспоминаниям профессора К.А.Поссе, «постоянно сидел дома и занимался математикой». Составление учебных программ по математике, составление примерного каталога учебных пособий, борьба за расширение программы курса математики и за увеличение срока обучения в гимназиях до 8 лет, составление и утверждение в трех редакциях нового, прогрессивного Университетского Устава (по подобию Дерптского), помощь в выдвижении талантливой студенческой разночинной молодежи - вот неполный перечень педагогической деятельности профессора. «Наука находит себе верного руководителя в практике» - вот основное методологическое положение, которому великий математик неуклонно следовал в своей научно-педагогической деятельности. Основные методические или – как он их называл – элементарные принципы преподавания математики были сформулированы профессором Чебышевым П.Л. и получили впоследствии название Чебышевских афоризмов. Чебышевские афоризмы:
Что касается приведенных выше афоризмов великого педагога, впервые сжато и системно представленных в настоящей статье, то к ним напрямую применимо известное высказывание замечательного писателя-романиста В.С.Пикуля: «…мы их помним, мы их видим, мы их слышим, мы их никогда не забудем. В истории есть голос крови. Этот голос ко многому нас обязывает. Ибо это наши предки. Не будем искать славы для себя. Мы говорили в дни Батыя, Автор выражает признательность доктору филологических наук Троицкому В.Ю. за помощь при написании статьи. С.Л.Лебедев |